Открытое письмо лесбийской активистки Бидзине Иванишвили.
Вчера я была на премьере документального фильма Саломе Джаши «Приручение».
Это фильм о том, как олигарх Бидзина Иванишвили… Какое бы слово подобрать? То ли перемещает, то ли похищает, то ли экспроприирует деревья из сел Аджарии.
Мне — и не только мне — кажется, что замечательная работа Саломе – это не просто рассказ о деревьях, а скорее история попытки власть имущих, мягко говоря, приручить деревья и людей.
В фильме показан болезненный (снова затрудняюсь подобрать слово) процесс вырубки деревьев в самом сердце селения (о том, что процесс болезненный, свидетельствуют слезы людей) — местные жители пытаются оправдать поведение олигарха, преодолеть сильный дискомфорт, преодолеть непрятие и протест, которые рождаются в их сердцах и приводят рациональные аргументы: «Ну и что, богатый человек, что хочет, то и делает», «эти деревья нужны Бидзине, чтобы продлить им жизнь», «что бы ни случилось, там, куда заберут эти деревья, они же будут жить, их же не станут рубить под корень?!», и так далее. Однако раздаются и иные голоса: «Не пущу! Хоть убейте — не пропущу!», «Разве здесь некому наслаждаться их тенью и красотой?!».
Вакапыание дерева с корневым комом напоминает сцену изнасилования: в толщу земли с ужасным шумом вкапывается металлический бур, а потом втыкаются железные трубы — одна, вторая, третья, десятая, двадцатая… Ужасающее зрелище, которое заставляет чувствовать себя безмолвным свидетелем преступления.
Власть… Дает ли власть право на все?
Право заставлять людей плакать, настраивать друг против друга, бетонировать все зеленые зоны в городе, затем захватывать деревья, приковывать их цепями в дендрологическом парке, позволять горожанам смотреть на них лишь издали (приближаться к деревьям в парке запрещено), а селянам сказать, что тебе закон не писан, что если тебе понадобится, переедешь через слабых и уязвимых (в процессе незаконно было вырублено много деревьев, пострадала экосистема) и заявить всем, что, несмотря на сопротивление, можешь делать все, что захочешь, потому что можешь купить технику, человеческий труд и самих людей. И раз уж для тебя так просто выкорчевывать огромные деревья, что ты модешь сделать с обычными людьми.
Но знаешь, где ты ошибаешься? Ты не видишь сердца грузинского человека.
Это ты думаешь, что тебе удалось укротить людей. Ты можешь вселить страх, безразличие, апатию, разделить общество на тех, кому ты заплатил, и тех, кого ты объявил врагами, а затем доминировать над теми и другими.
Это ты думаешь, что лишил людей доступа к информации и образованию, и из-за этого они не поймут, что ты творишь.
Это ты думаешь, что накажешь десятки, сотни, и остальные будут молчать.
Но ты ошибаешься, к счастью, ты ошибаешься!
Я советую тебе посмотреть фильм, и ты поймешь — почему. Посмотри, как селяне провожают деревья, которые является их частью, провожают как покойника, с плачем и причитаниями. Объединяются в бедствии, которое ты причинил.
А теперь представь, что происходит в сердцах этих людей, когда ты публично показываешь пытки и казнь живого человека.
Это ты радуешься в это время, и подобные тебе социопаты, которые тебя окружают, такие как Теа Цулукиани и Ираклий Кобахидзе. Поверь, здесь есть другая реальность, которую ты не видишь.
Грузия никогда не станет Россией.
Вы можете отобрать наши территории (ведь ты не первый грузинский предатель), но не ментальность, которая всегда будет лояльна к человеку, чувствительна к его свободе, достоинству, боли.
Также вам не отнять способность любить. Как бы вы ни старались, мы все равно любим друг друга, в том числе наших детей-геев. Всегда будут мамы, папы, тети, бабушки, которые нас обнимут … Прослезятся и скажут, что они нас любят.