Как разговаривать с детьми о вопросах ЛГБТ

События нескольких последних месяцев ясно показали, что ненависть и гомофобия все еще остаются непреодолимой проблемой нашего общества. Радикальные группы продолжают распространять ложную информации и вводить людей в заблуждение, а их самое действенное оружие — несовершеннолетние дети.

Предлагаем вашему вниманию интервью с психологом Маией Цирамуа, которая расскажет, какие этапы проходит ребенок на пути взросления, как родители должны помочь ему выработать правильное, здоровое отношение, с какого возраста нужно начинать разговаривать с детьми о сексуальности, как защитить их от гомофобии и как предоставить им информацию по вопросам ЛГБТ так, чтобы не напугать и не причинить вред.

Начинать разговаривать о сексуальности с детьми можно с довольно раннего возраста, но при этом необходимо учесть, что на разных ступенях развития эти разговоры будут иметь различное значение. В первый раз родителям следует поговорить о  сексуальности в 3-4 года, когда ребенок впервые выходит за границы дома и делает первые шаги на пути социализации (идет в детский садик, гуляет во дворе). В это время, разумеется, очень важно объяснить ребенку на понятном ему языке, что является его личным пространством, какие части тела являются интимными, кто имеет права к нему прикасаться, а кто — нет, какие прикосновения могут нести для него опасность, хотя необходимо все это объяснить таким образом, чтобы не напугать ребенка, нужно научить его принимать меры безопасности. И что самое главное, он/она должен/должна знать, что если кто нибудь пытается совершить нежелательный контакт, то об этом следует сказать родителям.

После этого, также в 3-4 года, у ребенка возникают вопросы философского рода и интерес к происхождению человека, именно поэтому ребенок задает вопрос — откуда беруться люди? — что зачастую воспринимается таким образом, будто ребенок интересуется сексуальной жизнью человека. Мы должны ответить на его вопрос на понятном ему языке и объяснить, как появляется человек; для упрощения коммуникации можно привести пример размножения цветов, показать видео, показывающее, как размножаются растения; родители могут найти нужную информацию и сделать так, чтобы процесс познания был для ребенка безболезненным.

К 8-10 годам у ребенка появляется интерес к отношениям между полами. В этом возрасте у него уже есть чувство причастности к своему полу, он/она уже знает, что существует другой пол. В этом возрасте у детей возникает интерес к представителям противоположного пола, дети начинают пытаться понравится друг другу, хвастаться своми знаниями. Это именно тот возраст, когда взрослые должны поговорить с детьми об отношениях между полами; мы должны предупредить этот интерес и успеть преподнести информацию максимально понятным образом. Кроме того, не следует забывать, что интернет полон ложной информации и мифов, а у 8-10 летнего ребенка уже есть к нему доступ.

Важно хорошо осознавать, что такое сексуальность и не избегать этого термина. Сексуальность достаточно широкий и интересный, а вовсе не опасный термин; сексуальность подразумевает обширные знания как о репродуктивной системе, так и о сексуальных чувствах, представлениях, коммуникации, флирте и тысяче других нюансов — этот термин подразумевает изучение себя, собственного тела, формирование самовосприятия.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, необходимо его вооружить детальными и точными знаниями, так как в этом возрасте начинается удивительная революция в детской гормональной системе, а также в головном мозге происходят серьезные изменения — начинают доминировать гормоны, отвечающие за рискованное поведение, подталкивая к импульсивным действиям, и именно поэтому важно иметь информацию о том, что с нами происходит. В этом возрасте очень распространена подростковая гиперсексуальность, которая особенно распространена среди мальчиков, что связано с фантазиями, желаниями и может напугать ребенка, на практике, у детей этого возраста я часто наблюдала обсессивно-компульсивные расстройства, когда каскадом наплывают сексуально окрашенные чувства и мысли и заставляют подростков думать, что они плохие, особенно если учесть, что в нашем обществе существует множество табу на эти темы; дети думают, что с ними происходит что-то плохое, эти мысли заставляют их страдать, чувствовать себя виноватыми. Мы должны понимать, что это непростое психическое состояние. Поэтому важно, чтобы ребенок получил академическую и точную информацию о том, как меняется его/ее тело, что меняется в коммуникации, особенно тогда, когда высок риск секстинга (обмен интимными фотографиями).

Разговор с детьми о вопросах сексуальности убережет их от многих опасностей, они будут более защищены и их качество жизни будет лучше. Ведь они все равно получат информацию по ряду вопросов, так что лучше нам опередить события и обеспечить их более точной информацией.

 

Мы не сможем защитить ребенка от гендерных границ, если мы сами от них не свободны — если для меня мир так легко делится на цвета, роли, игры, отношения, эмоции, то так будет и для моего ребенка. Самая большая глупость — это деление эмоций по половому признаку, например, когда маленький мальчик приходит к родителям испуганный, в слезах, а его ругают и говорят, что он мужчина и не должен плакать; а девочкам запрещают выражать гнев.  С этого и начинается неправильное воспитание и очень ущербные процессы.

Согласно данным одного исследования, в тех странах, где мальчикам не приходиться хранить и подавлять такие чувства, как страх и чувство беспомощности, очень низок показатель насилия по половому признаку. Мы должны дать нашим детям возможность выражать свои слабости, свободно выражать свои чувства, нет нужды в токсичной, отравляющей мужественности — мы и без этого вырастим своих детей.

Один мальчик мне рассказывал, что был очень эмпатичным, сенситивным и открытым ребенком, ходил на футбол, со всеми имел доверительные отношения и привык со всеми обниматься при встрече. Однажды, после продолжительной паузы, он пришел на тренировку и увидев тренера, обнял его. Тренер сделал мальчику замечание: «Ты что как девочка обнимаешься? Мужчине такое поведение не подобает». «После этого что-то очень важное во мне оборвалось и я больше не мог открыто проявлять свои эмоции, я охладел», — рассказал мальчик. Мы думаем, что ничего страшного  — купим мальчикам голубую футболку, а девочке розовую, но как раз такого рода различиями и действиями закладываем такие мины, которые обязательно взорвутся и нанесут очень большой ущерб.

Если один из членов семьи гей, бисексуал или трансгендер, я думаю, что ребенок в семье обязательно должен знать об этом, но информацию необходимо подавать очень осторожно и максимально избегать при этом всякого рода осуждения человека из-за его гомосексуальности, так-как можно зародить страх, ненависть или даже нездоровый интерес.

В возрасте 8-10 лет, когда ребенок начинает интересоваться отношениями между полами, он уже имеет достаточный ресурс, чтобы принять информацию такого рода, особенно сегодня, когда она и так доступна для всех, поэтому лучше, если эта чувствительная тема будет подана компетентным лицом.

Самое главное это то, какое послание получит ребенок, что мы ему говорим, зачем говорим —  для того чтобы он избегал этого человека или наоборот, чтобы принял, поддержал и т. д.? Это имеет решительное значение. Ребенок может получить информацию по вопросам ЛГБТ+ так, что это будет для него вредно. Например, если ему ничего не говорят по этому поводу, но он видит, что по этой причине члены семьи плохо обращаются с одним из членов, что часто возникают конфликты. Подобная информация может стать для него взрывоопасной.

Именно поэтому необходимо в этом возрасте рассказать, что существуют различия между полами, существуют различные сексуальные идентичности и что не следует бояться того, что они могут оказать на него влияние; никто никем не станет, если таковым не является. Для превенции гомофобии хорошо с ребенком следует обсуждать вопросы ЛГБТ; если с раннего детства дети правильно информированы, то их будущая жизнь будет свободна от ненависти и страхов перед различиями.

Поиск и открытие себя очень индивидуальный опыт и родители тут ни при чем. Единственное, что родители могут в это время сделать, это не мешать своему ребенку в изучении мира и поиске самого себя, не становиться большим препятствием и пытаться принять его таким, какой он есть. Нужно помнить, что это очень тяжело, когда человек обнаруживает, что его сексуальные желания отличаются. Такие дети чувствует себя одинокими, думают, что они такие одни единственные, поэтому важно защитить человека и подать правильную информацию с раннего возраста.

Родительская перспектива очень важна. Вы ничем не сможете помочь ребенку, если сами не готовы принять эту информацию и своего ребенка таким, какой он есть. Многие молодые люди мне говорят: «Вот мои родители не выгоняют меня из дома, хотя все равное не принимают». Одна девочка-трансгендер мне сказала, что родители ее зовут прежним именем и этим все рушат – «лучше, чтобы меня выгнали из дому, чем это». Такие родители нуждаются в серьезной помощи, ведь для них это непростой процесс. Когда человек вдруг обнаруживает, что его ориентация отличается, у него возникает масса вопросов, растерянность, страх; также случается и с родителями.

Самое главное, что мешает родителю принять своего ребенка, это социальное давление, социальный заказ, страх того, что скажут люди — что родитель плохой, плохого сына или дочь вырастил. Если родители смогут освободиться от этого давления, то я уверена, что они обязательно будут их поддерживать, помогать и стоять за них горой. Многие родители мне говорят — я то знаю какой у меня удивительный ребенок, но меня пугает то, что его ждет — унизительное отношение, окрики, физические расправы на улице, поэтому я его прошу изменить прическу, быть менее женственным (в случае мальчиков), быть более женственной (в случае девочек). Очень часто родители говорят, что они боятся не своих детей, а общества.

По моему мнению, над этими вопрсами активно должна работать школа. Для этого существует замечательный ресурс, школьный предмет гражданское образование, в рамках которого можно предоставлять детям информацию о вопросах ЛГБТ. Почему педагогу по литературе нельзя обсуждать эти темы с учениками? Ведь существует немало произведений, касающихся данной тематики. Я думаю, что школы должны взять ответственность и подготовить детей к тому, чтобы они могли принять различия.

В прошлом году у меня были встречи с 400-ми педагогами по гражданскому образованию, , наряду с другими моей темой была анатомия дискриминационного поведения, а от другого специалиста они еще получили и другую информацию о том, что такое идентичность, какие исследования проводились по данной теме, какие вызовы существуют перед человеком. Отдача была поразительной — педагоги говорили, что для них многое изменилось, многие стереотипы разрушены, они уже по-другому смотрят на эти темы и ищут иной подход к ученикам и ученицам.

Многие учителя замечают, что они-то хотят говорить с учениками об этих вопросах, но не могут противостоять родителям, которые в основном против, чтобы эта информация предоставлялась их детям, говорят, что в этом нет необходимости, что они сами выросли без всякого сексуального образования. Очень важно, чтобы все родители взяли на себя часть ответственности, особенно тогда, когда государство ничего не делает и система образования не работает по этим вопросам, не дает образования по этим темам.

В жизни ребенка должен быть хотя бы один человек, который его/ее поддержит. Важно, чтобы наше общество избавилось от этих токсичных фобий.

 

Интервью записал Зура Абашидзе

Респондент: Психолог  Маиа Цирамуа

Previous Story

Англиканская церковь Уэльса благословляет однополые браки

Next Story

Еще одна церковь за равный брак.

Последние новости

Все о полиамории

FacebookTweetLinkedInEmail Полиамория — это не моногамный подход к любви, при котором люди вступают в романтические и/или