Проблемы и вызовы юридического признания предпочитаемого пола.

Тамар Авалиани.       

В результате стереотипов, гомофобных и трансфобных взглядов в обществе, а также беcчувственной, часто дискриминационной политики государства, многие трансгендеры сталкиваются с нарушениями прав и проблемами при обращении в суд.

Трансгендеры сталкиваются с проблемами из-за непредсказуемых и дискриминационных процедур юридического признания предпочитаемого пола. Этими процедурами создаются искусственные барьеры для трансгендеров с точки зрения как социального, так и судебного доступа.

Законодательство Грузии не предусматривает эффективных процедур, необходимых для признания предпочитаемого пола, которые позволили бы трансгендерному лицу указывать желаемый пол в документах, удостоверяющих личность.

«Закон о гражданском праве» устанавливает непродуманные и негуманные процедуры юридического признания предпочитаемого пола, создавая искусственные препятствия для трансгендерных людей. Трансгендеры сталкиваются с серьезными проблемами при внесении изменений в записи гражданского права. Согласно «Закону о гражданском праве», одним из оснований для внесения изменений в записи гражданских актов, является смена пола. В законе не уточняется, что подразумевается под сменой пола, не уточняется процедура внесения изменений в записи о поле, что делает закон еще более расплывчатым и непредсказуемым. Отсутствие такого правила лишает трансгендеров возможности быстро и доступно изменить запись о гендерной принадлежности в официальных документах.

Юридическое признание пола в Грузии связано с медицинскими процедурами. На самом деле не существует правового документа, который бы детально регулировал этот вопрос и создавал адекватные правовые возможности для трансгендеров, желающих изменить гендерную принадлежность в документах, удостоверяющих личность.

Несмотря на отсутствие законодательного регулирования, государственные органы и суды общей юрисдикции требуют хирургического вмешательства для изменения данных о половой принадлежности, что является неподъемно дорогостоящей и опасной для жизни процедурой. Насколько мне известно, в Грузии операции по смене пола, включая все ее этапы, еще не проводились. Такая операция опасна для здоровья. Это вызывает пожизненную стерилизацию и необратимые проблемы со здоровьем.

Трансгендерам приходится выбирать между опасным для жизни хирургическим вмешательством и юридическим признанием предпочитаемого пола. В Грузии не разработано каких-либо транс-специфических клинических руководств и протоколов для защиты жизни и здоровья трансгендеров. Также нет государственных программ по финансированию транс-специфических хирургических вмешательств. Стоимость операции по смене пола также не возмещается страховкой. Из-за неоправданно высокой стоимости коррекции пола ни один трансгендер, проживающий в Грузии, не может позволить себе эту операцию. Европейский суд по правам человека в деле Schlumpf v. Switzerland пояснил, что для трансгендерной женщины, находящейся в постоперационном состоянии, отказ от хирургической операции из-за ее возраста был нарушением ее права на неприкосновенность частной жизни и семейную жизнь, поскольку государство не смогло найти баланс между страховой компанией и интересами заявителя.

По словам Народного защитника Грузии, государство заставляет трансгендеров проходить медицинские процедуры, связанные со сменой пола, без определения стандартов этих процедур и механизма контроля качества, за которые несет ответственность государство. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в Резолюции 2048 (2015) выражает озабоченность по поводу существования финансовых барьеров для доступа к процедурам смены пола для трансгендеров и призывает государства сделать процедуры смены пола доступными для трансгендерных людей; обеспечить оплату данной процедуры из системы государственного медицинского страхования;  и что связанные с возмещением ограничения должны быть законными, объективными и соразмерными.

Согласно классификатору Всемирной организации здравоохранения (ICD -11), «расстройства гендерной идентичности» были заменены термином-«гендерное несоответствие» (Gender incongruence). Медицинская система в Грузии рассматривает трансгендерность с точки зрения полной медикализации и патологии и не учитывает широкий спектр трансгендерности.

Помимо личного стресса, противоречие между полом, определенным в официальных документах, и гендерным самовыражением человека, часто становится основанием для дискриминации трансгендеров в трудовых отношениях, в государственных и частных учреждениях, где требуется предъявление документов, удостоверяющих личность. В 2014 году Комитет по устранению дискриминации в отношении женщин (CEDAW) обсудил этот вопрос и призвал грузинское государство «снять ограничения на получение трансгендерами документов, удостоверяющих личность».

Европейский суд по правам человека в деле  A. P. GARÇON AND NICOT v. FRANCE пояснил, что требование операции по смене пола для юридического признания половой принадлежности в соответствии со статьей №8 Европейской конвенции о правах человека является нарушением права и неуважением частной и семейной жизни. Что касается сексуальной ориентации и гендерной идентичности, согласно джокьякартским принципам, каждый человек имеет право пользоваться правами человека без дискриминации по половому признаку. Закон должен запрещать любую дискриминацию и обеспечивать равные права для всех. Общая рекомендация № 28 CEDAW обязывает государства принимать соответствующие меры для устранения дискриминации по половой принадлежности.

В Рекомендации CM / Rec (2010) 5 Комитета министров Совета Европы об устранении дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, подробно излагаются меры, которые государство должно принять для устранения дискриминации, и содержится призыв к разработке эффективного правового инструмента.

Комитет по правам человека отмечает в своих заключительных замечаниях, что «государство должно принять эффективные меры для борьбы с любой формой социальной стигматизации гомосексуализма, бисексуальности или трансгендеризма, а также с дискриминацией или насилием на основе языка вражды, сексуальной ориентации или гендерной идентичности».

Поэтому для Министерства юстиции Грузии важно привести свое законодательство и практику в соответствие с классификатором Всемирной организации здравоохранения ICD -11 (Gender incongruence) и включить трансгендерный пол в идентификационные документы на основании медицинского диагноза гендерной дисфории, и не запрашивать справку об операции по смене пола. Важно, чтобы министр юстиции издал закон, в котором излагается гуманная и учитывающая человеческое достоинство процедура изменения пола в документах, удостоверяющих личность.

Дело Николо Гвиниашвили

При юридической помощи Ассоциации молодых юристов Грузии Николо Гвиниашвили подал жалобу в Европейский суд по правам человека. Жалоба касалась отказа государственных органов вписать желаемый пол в документы, удостоверяющих личность Николо Гвиниашвили.

Николо Гвиниашвили — трансгендерный мужчина, проживающий в Грузии. Гражданин Грузии, который с раннего возраста идентифицирует себя как мужчина. Из-за несоответствия между внешностью Николо и полом, указанным в документах, удостоверяющих личность, Николо неоднократно становился жертвой унижающего достоинство обращения и сталкивался с проблемами в отношениях с государственными и частными учреждениями.

Николо Гвиниашвили просит Европейский суд по правам человека признать в Грузии нарушение статей Европейской конвенции: №8 (право на уважение частной и семейной жизни), №3 (запрет пыток) и №14 (запрет дискриминации).

Источник:

Права ЛГБТ в Грузии, Центр социальной справедливости, 2016.

Осуществление права на защиту от дискриминации для различных групп в Грузии.

Отчет за 2020 год, Коалиция за равенство; Парламентский отчет Народного защитника Грузии за 2020 год.

https://icd.who.int/browse11/l-m/en#http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f411470068

Натия Гвианишвили, Потребности трансгендеров в здравоохранении, Документ о государственной политике, WISG, 2015, стр. 33 Грузия, Коалиционный отчет по правам женщин, Универсальный периодический обзор Совета ООН по правам человека (2-й цикл, 23-я сессия, 2015 г.), Коалиция НПО: Union Cover, Международное общество за справедливые выборы и демократию (ISFED), Центр просвещения и мониторинга в области прав человека ( EMC), Группа поддержки женских инициатив (WISG), Альтернативная Грузия.

CEDAW / C / GEO / CO / 4-5, заключительные замечания по объединенному четвертому и пятому периодическому докладу Грузии, п. 34 (e), 35 (e).

Принципы Джокьякарты, http://yogyakartaprinciples.org/principles-en/ .

Правовой статус ЛГБТ и секс-работников в Грузии, Review GYLA, «Поддержка», 2017, 15.

Общая рекомендация No. 28 об основных обязательствах государств-участников по статье 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (16.12.2010).

Комитет по правам человека, Заключительные замечания к четвертому периодическому докладу Грузии, CCPR / C / GEO / CO / 4, параграф 8.

https://gyla.ge/ge/post/transgenderi-mamakacis-genderis-samartlebriv-aghiarebaze-saqartvelos-uari-saiam-adamianis-uflebata-evropul-sasamartloshi-gaasachivra?fbclid=IwAR1FcDrdaUM9v_AcEMdS2-Wcpemm6_DQucdwjtOkL5UgJjAyFZVDxHJiJIU#sthash.kMk2dREN.dpbs

https://gyla.ge/ge/post/transgenderi-mamakacis-genderis-samartlebriv-aghiarebaze-saqartvelos-uari-saiam-adamianis-uflebata-evropul-sasamartloshi-gaasachivra?fbclid=IwAR1FcDrdaUM9v_AcEMdS2-Wcpemm6_DQucdwjtOkL5UgJjAyFZVDxHJiJIU#sthash.kMk2dREN.dpbs

https://gyla.ge/ge/post/transgenderi-mamakacis-genderis-samartlebriv-aghiarebaze-saqartvelos-uari-saiam-adamianis-uflebata-evropul-sasamartloshi-gaasachivra?fbclid=IwAR1FcDrdaUM9v_AcEMdS2-Wcpemm6_DQucdwjtOkL5UgJjAyFZVDxHJiJIU#sthash.kMk2dREN.dpbs

Previous Story

Как решить проблемы квир-сообщества в Грузии — комментарии политиков

Next Story

Лела Лашхи — Этот мир принадлежит всем в равной степени

Последние новости

Все о полиамории

FacebookTweetLinkedInEmail Полиамория — это не моногамный подход к любви, при котором люди вступают в романтические и/или