(Гиги Церетели — политик, депутат пяти созывов парламента Грузии (1999, 2003, 2008, 2012, 2016), председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ с 2017 по 14 декабря 2020)
Агрессивное, гомофобное отношение к членам ЛГБТ-сообщества, безусловно, огромная проблема. Только за последние три недели произошло несколько гомофобных нападений на представителей ЛГБТ-сообщества, о которых сообщалось в СМИ.
17 мая, в Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией, мы говорим не о личной жизни и образе жизни других. Сейчас мы говорим о том, насколько неприемлемо подобное отношение к собственным гражданам. В первую очередь речь идет о насилии, агрессии, нетерпимости.
Основные права всех членов общества, независимо от их принадлежности к той или иной группе меньшинств, должны быть защищены. Когда это не выполняется, результаты бывают плачевными — повышается напряженность в обществе, чувство опасности, потому что возникает синдром безнаказанности, побуждающий к новым преступлениям.
Все это оказывает влияние на политику страны, потому что политика питается обществом и именно члены общества становятся политиками. И тогда политика диктует обществу, по каким правилам жить, по каким убеждениям, каким принципам и какому законодательству следовать. Цель политики — служить обществу, задавать направление.
Агрессивный фон в обществе вызван множеством проблем, несчастий, невыносимой жизнью.Такая ситуация создает благодатную почву для гомофобных и ксенофобских групп, радикальных политических сил для мобилизации своих сторонников и избирателей для достижения своих политических целей.
У нас есть множество примеров политических партий или движений, мобилизующих свой электорат для ненависти и агрессии. На мой взгляд, для страны, стремящейся к демократии и развитию, к членству в цивилизованном мире, государственная политика должна играть миротворческую роль, а не способствовать дальнейшему расколу и противостоянию в обществе.
Любая группа должна иметь возможность собираться публично, выражать свое мнение, протест и так далее. Защита этого права должна быть гарантирована государством. Если государство этого не делает, то возникают опасности гомофобного и трансфобного насилия.
Особая роль в этом процессе отводится церкви, которая пользуется высоким общественным доверием и оказывает сильное влияние на общественное мнение. Поэтому церкви следует быть особенно осторожной, когда речь идет об агрессии против меньшинств со стороны большинства в обществе. В то время как церковь должна призывать к большей толерантности, вместо этого сами священнослужители проявляют агрессию к меньшинствам, что, конечно же, вредит и самой церкви.
Знаковым событием является установление праздника Дня святости семьи 17 мая. Естественно, церковь имеет право праздновать, будь то день святости семьи или что либо иное, но это ни в коем случае не должно принимать форму контракции, цель которой – осуществление дальнейшего насилия. Это не оправдано ни законом, ни общественным порядком. Каждый имеет право на собрание, любая община и меньшинство. Они имеют право на протест, и это не должно становиться причиной конфронтации и насилия со стороны других групп.
Ни в коем случае нельзя допускать насилие. Безопасность должна обеспечиваться государством, у которого для этого имеются соответствующие инструменты. Мы видим, что когда правительство хочет, оно умудряется предотвращать, изолировать, препятствовать или избегать осложнений, но когда оно этого не хочет, к сожалению, мы становимся свидетелями вопиющих сцен.
Еще более сложной является ситуация для членов сообщества ЛГБТ и других групп меньшинств в регионах. Члены сообщества в регионах сталкиваются с большим количеством проблем, стигм и дискриминационных подходов.
Если в стране будут защищены права человека, что гарантировано Конституцией Грузии, то меньшинства смогут стать полноправными членами общества».