Церковь и гомосексуальность

Гига Бериашвили, евангелическая баптистская церковь, храм Мира

(Настоящее эссе представляет собой обзор грузинского перевода книги Дэвида Гаша «Думаем иначе». Перевод: Гига Бериашвили. Издательство: «Библиотека Ахали Эони»)

Христианская церковь в очередной раз проявила свою безбожную сторону и  принялась проповедовать против представителей ЛГБТК-сообщества, как раньше она уже поступала по отношению к евреям и проданным в рабство африканцам;  и в этот раз она вооружилась цитатами из Слова Божьего, и хотя приводимые ею главы и стихи, возможно, указывают на нечто иное, в течение веков данные тезисы обрели такое значение и влияние, что идеологизированная паства не приемлет и демонизирует ЛГБТК людей не только в лоне церкви, но и в миру. Церковь сыграла огромную роль в том, что не только сексуальные влечения и романтические отношения представителей ЛГБТК считаются неприемлемыми, но и сами эти люди гонимы и презираемы.  Церковь, главнейшим предназначением которой является проповедь любви, уподобилась Антихристу и стала сеять ненависть, из-за чего сегодня жизни и здоровью многих людей грозит опасность.

Велика вина церкви и в том, что родители гонят из дома своих детей и оставляют их на произвол судьбы. К сожалению, число изгнанных из семей по причине иной гендерной идентичности довольно велико. Кэйтлин Райан, руководитель проекта, цель которого убедить членов семей принять идентичность изгнанных и вернуть их в семьи (Family Acceptance Project), опубликовала исследование, согласно которому даже в Америке иная идентичность часто становится причиной побоев, иных способов физического унижения, словесных оскорблений, насмешек, обзывательств, принуждения вести себя согласно биологическому полу, предупреждений о небесной каре, принуждения к службе в церкви, что должно повлиять на смену идентичности, пристыжения перед членами семьи, соседями и друзьями, табуирование идентичности и запрет на разговоры о ней со стороны членов семьи. Исследование также показало, что некоторые изгнанные из семьи ЛГБТК подростки, у которых нет жилья и которым приходится выживать на улице, попытались совершить суицид более восьми раз, более восьми раз перенесли депрессию, более трех раз употребили тот или иной нелегальный тяжелый наркотик, более пяти раз подверглись сексуальному домогательству и более одного раза – изнасилованию… Болишинсво кормится проституцией, не имеет постоянного жилья, не получает даже среднего образования, часто употребляет наркотические вещества и алкоголь; многие кончают жизнь самоубийством.  Это лишь небольшой перечень проблем, о которых более развернуто говорит Дэвид Гаш в книге «Думаем иначе». Кажется, что этот перечень не имеет конца.

С уверенностью можно сказать, что эту ненависть породила институция, играющая огромную роль в установлении норм нравственности и поведения;  институция, оказывающая неизмеримое влияние на жизнь каждого из нас. Да, ответственность за мучения ЛГБТК людей в первую очередь ложится на церковь из-за ее безбожной риторики. Насаждая ненависть, церковь оперировала библейскими стихами. Но что случится, если ты вдруг обнаружил, что хорошо известные тебе библейские притчи вовсе лишены противогейской подоплеки? Если  утверждаемые годами гомофобские позиции в одночасье рухнут? Об этих тяжелых и сложных просессах рассказывает в своей похожей на исповедь книге «Думаем иначе» американский теолог, профессор университета Мерсера, автор около двадцати теологических работ и обладалель нескольких академических наград, Дэвид Гаш.

Книга написана для американского читателя, однако то, о чем говорит Дэвид, вовсе не чуждо, а очень даже знакомо и близко и грузинскому обществу. Это и стало одной из главных причин перевода данной книги на грузинский. Мы не слишком избалованы теологическими трудами подобного содержания. Нас утвердили в мысли, что Новый Завет и еврейское Священное писание однозначно гомофобны, поэтому никто толком и не пытается рассуждать академически на подобные темы; отсюда и недостаток информации, и убеждение, что невозможно оспорить аргументы консерваторов. Но книга Дэвида Гаша «Думаем иначе» показывает нам эти хорошо известные притчи, тезисы и призывы с совершенно другой стороны и таким образом говорит, что все вовсе не так, как обрисовали консервативные отцы церкви, что больше аргументов говорят как раз в пользу ЛГБТК людей, нежели консерваторов. Целью данного эссе является краткий обзор книги и некоторых рассмотренных в ней аргументов. Конечно же, в формате эссе невозможно передать всю цепь рассуждений, для чего следует обратиться непосредственно к книге.

Дэвид Гаш вырос в традиционной баптистской семье. До переезда в Декейтер (Атланта), где он стал посещать местную баптистскую церковь, он почти не встречал представителей ЛГБТК. Отношение Дэвида никогда не было радикально отрицательным, он не считал, что людей с иной сексуальной ориентацией следует уничтожать физически, изгонять из общества или ненавидеть, но рассматривал их через религиозную призму и считал отпавшими от Бога и греховными, что и отражалось в его проповедях тех лет: ЛГБТК – люди грешные, и если они желают вернуться в лоно церкви, им следует покаяться.

Весьмя интересен процесс его трансформации в священнослужителя, активно поддерживающего представителей ЛГБТК. Его история является примером и дает надежду, что люди, общество могут измениться, что изменения реальны и в значительной степени зависят от того, насколько сами представители ЛГБТК готовы раскрывать свою идентичность. В трансформации Дэвида большую роль сыграла история его сестры, Кейт. В течение многих лет Кейт страдала от тяжелой депресии, из-за попытки суицида проходила стационарно-медикаментозное лечение. Ей требовалось особое внимание, особый уход. Несмотря на все усилия, ситуация ухудшалась. Лечение было безрезультатным. И тогда Кейт открыла самую большую тайну своей жизни, — таину, которую она носила, как камень на сердце и которая мучила ее в течение многих лет. Кейт сказала, что она лесбиянка. С этого началось ее выздоровление.

Неудивительно, что пропагандируемые консерваторами мнения и подходы вызывают у представителей ЛГБТК чувство отчаяния. Когда консерваторы выступают против представителей ЛГБТК, дабы таким образом укрепить свою власть и влияние,  осознанно или нет, но тем самым они причиняют вред, страдание, содействуют духовному упадку, а часто и физической смерти. Когда Кейт открыла свою идентичность, Дэвид был потрясен. Он понял, насколько болезненными были для нее его проповеди. Он вспоминал речи, которые именем Бога громко и гордо произносил с амвона; думал, что изрекает Божью волю и тем самым обрекал на боль многих, в том числе и свою сестру. Консерваторы лишь тогда понимают ту боль, которую каждый день испытывают представители ЛГБТК из-за пропитанной ненавистью риторики, когда это касается членов их семей; тогда они понимают, что являются волками в овечьей шкуре. Дэвид понял, что отныне не сможет говорить то, что говорил, что теперь он думает иначе. Так началась его трансформация. Когда Дэвид стал говорить о том, что теперь думает иначе, что его взгляды изменились, потому что Господь явился ему в лице сестры-лесбиянки и показал иные стороны мироздания, большинство друзей отвернулось от него, его покинули и публично осудили ученики, он был изгнан из общины и церкви, лишен академических наград, издатели отказались издавать его книги. Таким образом, Дэвил оказался почти в полной изоляции и испытал на себе все то, что испытывают представители ЛГБТК.

Дэвид вспоминает, что в его жизни были и другие встречи, которые способствовали его трансформации и вкорне изменили его взгляды. Однажды, когда он произносил речь, совершенно не касающуюся темы ЛГБТК, в зал вошел незнакомый человек и сразу привлек внимание присутствующих. Это был некто Мишель Голд. Он без стеснения заявил, что является геем и евреем, и стал рассказывать о себе и других гомосексуалах, воспитанных в консервативных семьях. Он рассказал, что в свой 21-ый день рождения, когда он ясно осознал свою идентичность, вдруг понял, что более не в силах выдержать подстрекаемую Дэвидом ненависть и при свете дня, на глазах сверстников попытался покончить с жизнью. Дэвид пишет: «Мишель встал, обратился ко мне по имени и зачитал цитаты из одной моей книги, в которой я призываю к гонению и притеснению ЛГБТК. Потом он упомянул мою диссертационную работу о холокосте, в которой я писал об истощении любви. В моем сознании столкнулись два противоположных отношения и от этого мои же слова, мои же мысли словно иглы вонзались мне в сердце. Это было ужасно, но способствовало происходящим во мне изменениям»  (Дэвид Гаш, «Думаем иначе», глава 19. стр. 129).

Этот и другие случаи, о которых Вы можете прочесть в книге, привели Дэвида к тому, что он более серьезно подошел к вопросу и стал изучать Писание именно с этой стороны.

Если речь заходит об ЛГБТК парах, зачастую эти отношения рассматриваются как греховные, а довод – общеизвестный библейский рассказ о Содоме и Гоморре. Но о чем же повествует этот рассказ на самом деле?

Две библейские книги – Бытие (гл. 19) и Книга судей (гл. 19) – повествуют об одном и том же событии: группа мужчин пытается изнасиловать почетных гостей одного из горожан, который вместо них предлагает пришедшим женщин – согласно книге Бития, хозяин предложил собственных дочерей, а согласно книге судей, отдал им бесправную наложницу, которую те насиловали всю ночь. О ней никто не волнуется, никто не помнит. В Священном писании нет другой подобной истории, в которой так жестоко попиралось бы достоинство человека. Исследователи сходятся во мнении, что эти два тяжелейщих пассажа описывают ужасную человеческую жестокость.

Все слышали историю о Содоме и Гоморре. Но у того, кто пытается вниктуть в детали, тут же возникает вопрос: «При чем тут гомосексуальность?».

«Самое интересное в этом повествовании, это переговоры Авраама с Богом: Авраам пытается спасти города от уничтожения, спасти от гнева Бога, который есть олицетворение справедливости и спасения. Авраам спрашиает, пощадит ли Бог Содом ради 50, 40, 30, 20, 10 праведников (18:22-33) и Бог говорит – «да!». Бог согласен пощадить многих грешных ради немногих праведных.

Но когда в город пришли два ангела, не нашлось и 10 праведников. Племянник Авраама, Лот, пригласил этих «двух мужей» в свой дом. Ночью у дома собрались горожане, жаждущие «познать» пришедших. Лот отказался выдать гостей, но горожане не унимались. Тогда он предложил им своих дочерей, но те ответили: «Вот, пришелец, и хочет судить? Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними» (Бытие 19:9). Когда собравшиеся перешли в атаку, вмешались ангелы и вывели Лота и его семью из города до того, как Содом и Гоморра были стерты с лица земли» (Дэвид Гаш, «Думаем иначе», 11. стр. 77).

О греховности Содома и Гоморры говорится и до 19-ой главы, хотя не ясно, в чем состоит их грех. Об этом мы узнаем тогда, когда мужчины приходят к дому Лота. Дэвид пишет, что это история о насилии и желании причинить боль и мучения, о непреодолимой сексуальной жажде, именно жажде насилия.  В книге Судей (20:5) описана похожая история, которая более явственно показывает, что преступление, которое намеревались совершить мужчины, не что иное, как сексуальное и физическое насилие.

Следует отметить, что любое упоминание событий Содома и Гоморры в Священном писании указывает на человеческую жестокость, Божью кару и гнев небес, а не на однополые отношения или влечение. Можете убедиться сами:  Второзаконие 29:23, 32:33; Исаия 1:9, 3:9, 13:19; Иеремия 23:14, 49:18, 50:40; Иезекииль 16:46-50; Амос 4:11; Матфей 10:15; Лука 10:10-12; Римлянам 9:29; 2 Петра 2:6-10; Иудеям 6-7. Лишь в стихах 2 Петра 2:6-7 и Иуда 6-8 говорится о гомосексуальности содомитян как о греховном влечении к чужому телу, как о грехе прелюбодеяния.

Дэвид пишет: «Рассказ о Содоме и Гоморре своей атмосферой напоминает нам тюремное групповое изнасилование. Мужчин Содома больше влечет к мужчинам-гостям, нежели чем к дочерям Лота, потому что в патриархальном обществе мужчина был более ценным, следовательно его унижение было «ценнее» унижения женщины. Я думаю, эти мужчины желали доминировать над гостями, унизить их, причинить им боль. Поэтому они просят отдать им именно их, а не беззащитных женщин. В сексистском обществе, унижая мужчину ты уничтожаешь его мужественность и делаешь его равным женщине. Рассказ о Содоме – это история сговора мужчин против гостей, т. е. беззащитных чужаков, над которыми так легко надругаться.  Это история о городе, напоминающая нам законы и жестокость тюрьмы.

Основной смысл Бытия 19 и Судей 19 – показать жестокость военных и тюремных законов, противостояния полов, жестокости преступления. Ничто из перечисленного не имеет отношения к гомосексуальности, однополым отнишениям, равно как и к гетеросексуальности, разнополым сексуальным и романтическим отношениям» (Дэвид Гаш, «Думаем иначе», 11. стр. 77).

Отношение церкви к греху как таковому хорошо отражено в т. н. смертных грехах. Чтобы разобраться в природе греха, возьмем к примеру зависть. Как и у всего, у зависти две стороны. Завидовать, значит хотеть для себя то хорошее, что есть у другого. Положительное прявление зависти – признание достижений другого и мотивация достичь того же. Другая, отрицательная сторона зависти, — это чувства злобы, ярости, ненависти, вызванные достижениями другого: «Чем он лучше меня?!». Церковь указывает, что отношения должны быть здоровыми, греховными же считает мысли и действия, влекущие за собой хаос и декаданс в природе человека. При этом она преследует единственную цель: уберечь человека от греха. Природа греха подразумевает отдаление человека от Бога и его погружение в бесконтрольную животную природу. Именно это подразумевает церковь, когда говорит о блуде; именно об этом говорится в рассказе о Содоме и Гоморре: обезумевшая, объятая дикостью и желанием доминировать толпа пытается совершить насилие над гостями горожанина. Желание доминировать свойственно природе насилия; оно не от Бога, а от извращенного сознания и свидетельствует о существующем в природе дисбалансе.

Отношение церкви к блуду и прелюбодеянию однозначно отрицательно – это грех. Однако это вовсе не означает того, что церковь осуждает сексуальные отношения. Напротив – она признает, что сексуальные отношения являются неотъемлемой частью жизни человека и отказ от них может стать причиной сексуальных извращений, насилия, прелюбодеяния.   Блуд и прелюбодеяние появляются именно тогда, когда человек не контролирует свои сексуальные влечения, стремится не к совершенсву и полноте, как это бывает в любовных отношениях, а отдается животному чувству, которое его опустошает.  Блуд лишает не только образа Божьего, но и человеческого и превращает человека в содомита.

Когда церковь говорит, что человек должен отказаться от своей грешной природы, должен освободиться от нее, это касается не только гетеросексуалов, но и представителей ЛГБТК. Законы Божьи для всех едины. Поэтому следует понимать, что ни одна церковь не может освятить такие отношения, которые основаны не на любви, а лишь на физическом влечении.  Следует понимать и то, что любовь всегда благословенна небесной, невидимой церковью, ибо она есть то, на чем зиждется земная, видимая церковь. Следовательно, если благословенна любовь гетеросексуальная, благословенна и любовь ЛГБТК людей. Если церковь отказывается благословлять отношения ЛГБТК людей, то она не должна благословлять и гетеросексуальные отношения, потому что отказывая одним, она тем самым отказывается благословлять любовь. А кто в праве орпеделять, насколько сильна любовь? Это интимный вопрос, ответ на который могут знать только любящие. Если пара просит у церкви благословить союз, церковь должна быть готова, ибо она, как исполнительца господней воли, не имеет права отказать в благословении, «потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога»   (Ин. 4:7).

Сердце каждого человека может быть наполнено любовью. Бог спасает нас, любит, прощает, наполняет силой и врачует наши раны вне зависимости от нашей национальности, убеждений, социального статуса, сексуальной ориентации или гендерной идентичности.  Поэтому церкви, претендующей на то, что она пребывает в Боге (1 Фес. 1:1), следует широко распахнуть свои врата перед каждым человеком и принять его таким, какой он есть; церкви следует осознать, что физическое спасение гонимых и презираемых ее первейшая обязанность, как и слушанье и духовное врачевание, посредством которого она возвращает нас к Господу.   Лишь после того, как церковь осознает и начнет выполнять свое главное обязательство, которое она взяла на себя перед Богом и ближним, ее служители смогут должным образом начать обсуждать вопросы экзегетики, которых мы вкратце коснулись в данном эссе.

Да избавит нас Господь от невежества, даст нам мудрость и наполнит нас любовью и волей к жизни, дабы в один прекрасный день мы сообща смогли отпраздновать торжество любви. Аминь.

Previous Story

«Я все же думаю, что придет время и эта ненависть станет постыдной»

Next Story

Тамрико Чохонелидзе: «И пусть маршируют! Ни у кого нет права применять к человеку насилие»

Последние новости

Все о полиамории

FacebookTweetLinkedInEmail Полиамория — это не моногамный подход к любви, при котором люди вступают в романтические и/или