Типы общества и гендерное угнетение

Сегодня, в двадцать первом веке, мы живём в обществе, которое нас возмущает, в обществе, где гендерное угнетение и неравенство принимаются как норма.

Как мир стал таким? Как мы пришли к обществу, в котором угнетение, неравенство, гендерная дискриминация и насилие  стали нормой? В этой статье я попробую ответить на эти вопросы.

Людей всегда интересует первоисточник их поведения. Мы пытаемся найти ему разные объяснения. Гендерное угнетение и неравенство общество иногда пытается оправдать «законами природы», неосознанными стереотипами или устоявшимися общественными нормами, причиной которых является существующие древних времён суеверия. Но сегодня учёные предлагают более точные и исчерпывающие ответы на вопрос о том, как формируется поведение человека в обществе.

Социология определяет общество, как объединяющую индивидов систему взамиоотношкений. (Giddens, 1997). Именно в обществе формируются культурные нормы, которые включают гендерные роли, социальные статусы и нормы приемлемого или неприемлемого поведения.

На протяжении всей истории разные типы общества развивались и меняли свою форму. В этих древних обществах были заложены основы: гендерные роли, социально приемлемые или неприемлемые модели поведения и со временем угнетение женщин стало нормой. Одной из древнейших форм общества является объединением охотников и собирателей.

Охотники и собиратели.

В этом типе общества люди объеденяются в племена и добывают себе пропитание охотой и собирательством. Основное их достояние – оружие для охоты и орудия земледелия, различия в материальном положении ничтожны,  члены племени не делятся на богатых и бедных.

В обществе охотников и собирателей принятие важных решений зависит от возраста. «старейшины», то есть самые пожилые члены общества является главными в принятии решений, в основном это касалось разрешения различных конфликтов между племенами.

Важные решений принимаются «совместно», т. е. на общем собрании всех членов племени (Giddens 1997).

Охотники не заинтересованы в накоплении большего количества материальных благ, чем требуется для их основных нужд.

Люди могли охотиться в одиночку, но добыча всегда поровну распределась между всеми членами племени.

Война в современном понимании слова в подрбных обществах неизвестна.

Мы не находим классового или гендерного угнетения в племени охотников и собирателей.

Труд распределяется равноправно, мужчины почти всегда охотники, а женщины собирают растительную пищу и растят детей. В этот период женщины и мужчины абсолютно равноправны, потому что собранные женщиной продукты важнее, чем дичь которую добывает мужчина. В то время хранение мяса было связано с большими трудностями, а охота отнимала много времени и энергии, поэтому мужчины занимались этим не часто, а женщины занимались собирательством ежедневно, поэтому труд женщин высоко ценился, и женщины играли важную роль в обществе. (David C. Geary, 2010).

По мнению Гидденса, охотники и собиратели — это не просто примитивные люди, чья жизнь больше нас не интересует: изучение их культуры покажет нам более ясно, что некоторые из наших современных институтов лишены «естественных черт человеческой жизни». Конечно, мы не должны идеализировать условия, в которых жили охотники и собиратели, но тот факт, что не было войны, материального и сословного неравенства, и что больше внимания уделялось сотрудничеству, чем конкуренции — все это подчеркивает, что мир, созданный современной индустриальной цивилизацией, не всегда «прогрессивен». (Giddens, 1997)

 Общество земледельцев и скотоводов.

Примерно двадцать тысяч лет назад люди начали приручать животных и обрабатывать землю, чтобы добыть дополнительные средства для существования.

Общество животноводов приручает животных и ведет кочевой образ жизни, а земледельцы приносят хлеб. Многие из них имеют смешанное хозяйство. В этот период в обществе распространен воинский дух. Скотоводы часто совершают набеги и грабежи, чтобы завоевывать более плодородные и пригодные для разведения скота земли (Giddens 1997).

В обществе земледельцев и животноводов начинается борьба за власть. Полководцами племен и воинами становятся только мужчины, потому что они обладают физической силой, поэтому они обретают больше личной власти. В это же время появляется неравенство при распределении материальных благ. (Giddens1997)

В начале формирования фермерского общества женщины все еще считались равными мужчинам. Именно женщине доверяли оценку плодородия земли. Согласно некоторым сведениям, женщины также считаются создателями первого рабочего орудия, потому что собирательство началось раньше, чем охота, а «собирательницами» были женщины, следовательно же были изобретателями первого орудия для обработки земли.

(David C. Geary, 2010)

С развитием сельского хозяйства женщины постепенно теряют важную роль в обществе. Они постепенно отстраняются от сельскохозяйственной деятельности. Общество переходит к патриархату, потому что чем больше размер обрабатываемой земли, тем больше ему требуется физических сил и труда. Растет и спрос на рабочую силу. Семьи становятся большими, и женщины проводят большую часть своего времени ухаживая за детьми. Чем ниже роль женщин в сельском хозяйстве, тем слабее ее значение и статус. Женщина постепенно теряет право на частную собственность, и наследство переходит не от матери к дочери, а от отца к сыну. От социального равенства женщина опускается на более низкий иерархический уровень, снижается ее экономический и правовой статус. (David C. Geary, 2010)

Неиндустриальные цивилизации или традиционные государства.

Начиная с 6000 г. до н. э., стали появляться более крупные общества, отличные от более ранних типов общества (Burns and Ralph, 1974). В этом обществе города были развитыми объединениями, в которых короли и императоры обладали различными имущественными и властными ресурсами.

В этих обществах уже развиты грамотность, наука и искусство, поэтому для их обозначения часто используется термин «традиционное государство» (Китайская, Японская, Римская империи) (Giddens, 1997).

В традиционных государствах резко выражено классовое разделение. Власть принадлежит господствующему классу аристократов. Они живут в комфорте и роскоши, а большая часть населения живет в условиях ужасающей бедности. Общая черта этого общества — рабовладельчельство.

Если в обществе охотников-собирателей труд распределялся легко и поровну между мужчинами и женщинами, то в традиционном обществе трудоустройство было более трудным и строго распределялось по половому признаку. Женский труд в основном ограничивается работой в семье и в поле, в то время как мужчины занимают более высокий статус в обществе и работают торговцами, носильщиками и государственными служащими. (Giddens, 1997). В разных традиционных государствах существовали более или менее разные нормы поведения для женщин в зависимости от их культуры, хотя во все культуры имели одну общую черту: гендерное угнетение женщин и социальное, политическое или экономическое неравенство.

Ни одна женщина не считалась равной мужчине, напротив, они были собственностью мужчин. До замужества женщина сначала слушалась отца, а затем мужа. Например в Китае женщины не имели ни политического, ни социального статуса. Материальной собственностью они не владели. В Древней Греции свободной женщине предоставлялось гражданство, но ей не разрешалось голосовать. Основными видами деятельности женщин были уход за детьми и семейные дела.

 (M. Cartwright, 2016).

В целом о женщинах этого общества известно немного, потому что они были полностью отчуждены от политической или общественной деятельности. Хотя грамотность и наука уже были развиты в этом обществе, для женщин образование было недоступно, грамоте они не обучались, поэтому женщинам не имели возмодности делиться своми историями и взглядами.

Индустриальные общества.

Индустриализация началась в Англии в 18-ом веке, в результате «промышленной революции». Технологические изменения (машины, пилорамы, пароходы и т. д.) упростили добычу средств к существованию (Giddens 1997.)

Общества первого, второго и третьего мира.

С двадцатого века мир разделен на три части в соответствии с типами общества. Странами первого мира, наряду с США, являются промышленно развитые страны Европы (Австралия, Новая Зеландия, Тасмания, Меланезия) и Япония. Почти в каждой стране первого мира существует многопартийная парламентская система правления.

Обществами второго мира считались коммунистические общества (Советский Союз, Восточная Европа, включая Чехословакию, Польшу, Восточную Германию и Венгрию). В обществах второго мира была централизованная плановая экономика, что делало частную собственность или конкурентоспособное экономическое предпринимательство очень незначительным.

Третий мир — это не конкретный союз. Страны третьнго мира экономически отстают от западных обществ. Однако некоторые страны активно и успешно участвуют в индустриализации (Бразилия, Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань) и считаются новыми индустриальными странами. Также следует отметить, что в этих обществах богатство и потребительские устремления сосуществуют с традиционными формами брака и семьи и бедностью в сельскохозяйственных регионах (Giddens, 1997).

Во время бума индустриализма женщины несли двойное бремя труда: неоплачиваемая работа по дому (уход за детьми и членами семьи), вне дома, а также низкооплачиваемый сравнению с мужчинами труд по.

В социалистическом обществе Советский Союз уравнял мужчин и женщин перед законом для универсальной эксплуатации женщин. Для построения развитого социализма им нужен был труд работниц и колхозов, поэтому даже материнство считалось проявлением женского эгоизма.

(Л. Гаприндашвили, 2014)

На протяжении веков формы общества менялись . Мужчины создавали, меняли, устанавливали удобные для них правила. Они диктовали миру и женщинам, как жить, думать, действовать. Мужчины обладали экономическими, политическими и социальными ресурсами. Им предоставлялось: все: политика, бизнес, искусство.

А женщины покорно заботились о семье, пока в конце концов не восстали и не начали бороться за свои права, за равенство.

«История мира несправедлива», — именно так оценил историю человечества. Юваль Ноах Харари (I.N. Harari, 2011) И все же, как мы смирились с неравенством, гендерным угнетением и дискриминацией, в которых мы живем сегодня?

Если обобщить приведенные выше факты, мы увидим, что все эти искусственно: иерархии, социальные классы, экономические привилегии создавались людьми, и они делали это во имя Бога или «закона природы». Но как мы могли убедиться, иерархия — плод человеческого воображения.

Разделение общества на привилегированных и подчиненных членов придумали сами люди  ради поддержания воображаемого порядка. К сожалению, история человечества также показала, что человеческие объединения очень сложны и, по сути, не могут жить без иерархий и несправедливой дискриминации.

Чтобы установить воображаемый порядок, члены союза постоянно делятся на категории: благородные и простолюдины, белые и черные, женщины и мужчины.

Именно эти категории регулируют человеческие отношения таким образом, что одни люди юридически, политически или социально превосходят других. Общество облегчило формы управления и общения, устанавливая иерархии и раздавая привилегии. Все это заранее диктует человеку, как себя вести или что от него ожидают.

Например, закон Хаммурапи разделил людей на дворян и рабов. Индийские правители утверждали, что кастовая система Индии, дискриминация и угнетение людей была не случайным историческим событием, а являлась проявлением космической реальности.

Несмотря на провозглашение равенства людей в 1776 году а США, воображаемый порядок, созданный американцами, также был иерархическим. Он отдавал предпочтение мужчинам, женщины же оставалисть бесправными, например, были лишены избирательного права.

С развитием сельского хозяйства мужчины ценились больше, чем женщины. Лучше быть мужчиной в любом обществе. Разделение гендерной иерархией на женщин и мужчин было очень важно во всех обществах.

Разделение на женщин и мужчин, а также индийская кастовая система или американская расовая система являются плодом воображения и служат исключительно для того, чтобы обеспечить мужчинам более высокое положение. Патриархат заставлял мужчин думать и вести себя как мужчин, а женщин — как женщин.

Каждый, кто нарушал эти установленные нормы, строго наказывался изгнанием из общества. Так создавались мифы о «женской природе»: «женщина не так умна, как мужчина», «женщина должна подчиняться мужчине», «женское дело — убирать дом», «женщинам нечего делать в политике». Все эти дискриминационные, ложные представления создавались веками для контроля над женщинами и служили только одной цели — поддержанию доминирующего положения мужчин.

Недавняя история показала, что умственные и интеллектуальные способности женщин ничем не отличаются от таковых у мужчин. Женщины много раз разрушали стереотипы и ложные представления. Женщины — отменные лидеры, правители, политики, ученые, художники, и они столь же успешны в любой области, как и мужчины.

Использованная литература:

Anthony Giddens, Sociology, Polity Press, 1997

David C. Geary “Male, Female: The Evolution of Human Sex Differences”, Second Edition, 2010

M. Cartwright “Women in Ancient China” World History Encyclopedia, 2017

ლ. გაფრინდაშვილი „ფემინიზმი და ქალის უფლებები: მოძრაობა ნაპირიდან ცენტრისაკენ“, Heinrich Boll Stiftung, 2014 წ.

ი.ნ. ჰარარი „საპიენსი კაცობრიობის მოკლე ისტორია“ ბაკურ სულაკაური, 2011წ.

Previous Story

ЭмДжей Родригес — первая трансгендерная женщина, обладательница премии «Золотой глобус»

Next Story

Гомофобный буллинг в школе – вне статистики

Последние новости

Все о полиамории

FacebookTweetLinkedInEmail Полиамория — это не моногамный подход к любви, при котором люди вступают в романтические и/или